|
|
Андрей
Сокульский |
|||
|
|
|
|
|
ВСТУПЛЕНИЕ
Как мне кажется, одно из самых неблагодарных и бессмысленных занятий в околотворческом пространстве - заниматься подробной заумной описательностью и выставлять какие-то баллы мастерам изобразительных искусств. Выложить по поводу и рядом свой стих – куда еще ни шло. Но не выставлять же оценки? Увольте. Нравится, или не нравится… С художниками все буквально так. Почему я приступил к этой антологии? В Саратове всегда было множество достойных ремесленников, художников, а ныне и фото-гениев. К тому же, именно здесь в России, в 1885 году, открылся первый художественный общедоступный музей. Присутствие в городе этого музея, не разрушенных островков модерна восемнадцатого и девятнадцатого столетия, первого (не скрою – слово «первый» мною по жизни приветствуется) художественного училища и архитектурного факультета в Политехническом университете, породило ранее, и выдает сейчас и впредь, целые волны новых талантов. С некоторыми из них я знаком лично, Лидер легендарной «Желтой горы» - Евгений Солодкий – мой друг. Мне приятно, что число контактов с художниками продолжает расти, а небольшой набор полотен земляков оказался на моих домашних стенах. К тому же я уверен, что регулярное посещение выставок и галерей не может проходить бесследно. Художники уезжают, остаются, возвращаются, живут и умирают, а картины… Картины рождают чувства и слово. И здесь меня часто перехлестывает. Поэтому мне очень хочется упорядочить приобретенные знания, и составить свою карту высокохудожественного города С, в котором я отмечу свое пребывание скоро, аж, пятое десятилетие. Безумно долго, но и безумно мало по меркам тускнения красок на полотнах любой истории. Если кто не знает – то давно есть понятие саратовской школы живописи. Корни ее глубоки. Они от вольных просторов полей и синевы огромной реки. Они в музейных запасниках и в далеком дне зарождения Саратовского общества изящных искусств… Доподлинно и точно известно, что в середине восемнадцатого века здесь учился мятежный Михаил Врубель. Через полвека, перемещаясь по дворянским усадьбам края, своей мягкой кисточкой Виктор Борисов-Мусатов (1870-1905), наметил, революционные контуры свободы эстетики символизма. Его начинание подхватили Павел Кузнецов и Петр Уткин с собратьями группы «Алой розы» (1904), которые через несколько лет сменили свой революционный цвет. В столице в виде «Голубой розы» (1907-1910) они опрокидывали представления о мире искусства консерваторов той поры. В то же, примерно, время старообрядческий, лубочный и яблочный городок Хвалынск, обозначился в мировом художественном пространстве, как родина планетарной свободы Кузьмы Петрова-Водкина (1978-1939). С тех пор меловые горы над необъятнейшей Волгой навсегда зафиксировали в нашей области второй эпицентр притяжения изящных искусств. Через красное зарево двух поколений и войну в Саратов неожиданно негаданно пришла новая волна - в тяжелый послевоенный период в 1947 году в Россию без право жития в столицах возвращается Николай Гущин (1988-1965). А куда, скажите, было ему еще податься в сталинской и протравленной страхом России? Реставратор в Радищевском с ограниченным правом свобод, он не только почти двадцать лет совершенствовал свое перо, но как-то невольно включил в действо тех, кого теперь называют «художниками круга Гущина»: Михаила Аржанова, Виктора Чудина, Владимира Солянова, Вячеслава Лопатина, Юрия Машкова... Некоторые из них еще живы, и передают эстафету дальше. Примерно еще через два поколения город обогатили и украсили новые выдающиеся художники – Роман Мерцлин (1950-1999), Александр Мураховский (1957-1998)… Художники – люди с волшебными кисточками и в глубоком понимании святости чистого холста. Недавно я понял, что сказочные волшебные палочки очень близки по фактуре к кисточке художника. А чистый холст - молочный брат чистого листа бумаги. Право, мое желание возникло не на ровном месте. Моя книга «Четыре квадрата» построена по образу бегающего по кругу черного и абсолютного четырехугольника. Как известно, великий Малевич не постеснялся повторить свой квадрат четырежды. Невероятную эстетическую поддержку я получил при создании моих последующих поэтических книг. Мне помогали Алексей Батусов – мой школьный товарищ и друг незабвенного Хвоста, Наталья Гордеейчук и Ольга Пеганова - художники моего поколения. Чуть позже, Владимир Алексеевич Солянов – метр и человек с большой буквы, участвовал в преодолении моей «Точки невозврата». Итак, цель моя, достаточно, проста: рассказать о настоящих художниках моего города. Их много. Среди них будут встречаться земляки, которые прошли школу роста в наших волжских окрестностях, но живущие ныне в разных местах. Так для меня, кроме вышеуказанных, большим событием стало недавнее знакомство в Москве с творцом знаковой живописи и автором росписи более двух десятков православных соборов Анатолием Чащинским. Какая разница, где они сейчас живут? Непрекращающийся поток вдохновения идет к ним из детства, юности, от самых истоков. Столкнувшись с живыми примерами, я утверждаю - Саратов – Москва – Петербург - Париж – Нью-Йорк – Барселона, вполне реальный маршрут, освоенный музой свободного росчерка и буйства красок. Мне бы хотелось показать здесь сложившиеся группы и объединения, но, как известно, художников нельзя буквально классифицировать. Каждый из них отдельная планета и самость. И хотя мы попытаемся разбить их на временные пласты, но известно, что их работы остаются вне времени. Вы видите, что я только что перешел на множественное число. Приступить к столь серьезной работе я не мог без профессиональных знаний и партнера. На поиск его (в данном случае – ее) ушло немало времени. Надеюсь, что давшая согласие на совместную работу Юлия Сергеева - галерист с десятилетним стажем, поможет мне воплотить свою идею. К тому же мы не ставим задачу охватить все пространство. Это и не возможно. Но мы постараемся постепенно рассказать обо всех тех художниках - земляках, о которых, по-нашему, субъективному мнению, необходимо знать. О разных. Иногда работы будут сопровождаться моими инсталляциями. Иногда, желая помочь художникам, мы будем выставлять в свободную продажу некоторые их произведения. Мы будем выделять их жёлтыми рамками. Надеюсь, что к ним будет проявлен интерес, и работы, принадлежащие авторам саратовской школы, найдут своих новых счастливых обладателей. Так что задач у нас много. И мы к ним уже приступили. Андрей Сокульский |
|