|
|
Андрей
Сокульский |
|||
|
|
|
|
ЮРИЙ МАШКОВ Юрий Машков принадлежит к той уникальной группе художников, которая сложилась в 1960-е годы в Саратове в противовес официозу в изобразительном искусстве. Духовным центром этой группы был Николай Гущин – личность легендарная, вокруг которой и сегодня сохранился ореол неразгаданной тайны. Нет ничего удивительного в том, что рядом с ним оказались молодые художники, недавние студенты Саратовского художественного училища, стремившиеся свободно мыслить и творить. Позднее искусствоведы назовут их «кругом Гущина». Этот круг составили графики и живописцы, которые и в нынешнюю свободную эпоху слишком выделяются на фоне большинства: Владимир Солянов, Виктор Чудин, Вячеслав Лопатин и Юрий Машков. Сюда входил и ушедший из жизни в 1981-м Михаил Аржанов, пожалуй, самый близкий к мастеру. Юрий Машков общался с друзьями и коллегами, часто бывая в реставрационных мастерских Радищевского музея. В воспоминаниях Машкова Гущин остался мастером-виртуозом и тончайшим психологом. Немало дало и общение с Михаилом Аржановым, особенно споры и обсуждения захвативших обоих поисков в искусстве. Правда, молодой Юрий не был сильно привязан к коллегам каждодневными встречами и регулярными выездами на Волгу, но был связан с «гущинцами», прежде всего, узами духовными и духовным родством. Все художники «круга Гущина» - это люди, наделенные подлинным благородством и душевной чистотой, не растерявшие свои идеалы, как бы им ни было трудно, не изменившие своим художническим исканиям. На мой взгляд, Юрий Машков «унаследовал» от великого Гущина некую загадку творчества. Ему удается соединить реалистический пейзаж с древними символами, с пластикой модерна, наполнить мотив ярким, звучным, мощным цветом, а в некоторых вещах приблизиться к абстракции. Общаясь с его картинами, зритель не просто созерцает пейзаж, проникаясь определенным настроением времени года, он погружается в особый мир художника. Кажется, что Юрий Иванович прекрасно понимает язык деревьев, цветов и трав и говорит с ними на этом языке. В картинах мастера деревья (а к ним он обращается очень часто) воспринимаются нами как живые существа, загадочные, волнующиеся, переживающие. Их ветви - как руки человека, как крылья птицы, они тянутся друг к другу с добротой и любовью, а ещё чаще устремляются ввысь, к светлому и чистому небу, к солнцу. Непосредственно солнца мы не видим в работах художника, но оно озаряет всё вокруг своим жизнеутверждающим светом. Самая поразительная мощь дневного светила - в весенних пейзажах Юрия Машкова. Здесь и долгожданное после зимы пробуждение природы, и немыслимое многоцветие красок, и просто Расцветание всего мира. Самые многогранные оттенки синего, красного, желтого сливаются в праздничном фейерверке. Просто колоссальный заряд энергии! Но, если солнце способно согреть и осветить весь мир, то луна в картинах художника освещает лишь определенный уголок, а весь окружающий мир окутан неведомым и таинственным. Фантастическая ночь, магические деревья, свет непременно полной луны возникают не в одной работе мастера, и, право, способны заворожить любого ценителя искусства. Несмотря на то, что в большинстве у Юрия Машкова преобладают солнечные работы, мотивы, которые использует художник для передачи собственных мыслей и чувств, чрезвычайно разнообразны – это и прозрачное утро, и окутывающий туман, и глубокий вечер, и волнующая ночь. Деревья, цветы, плоды, вода Юрия Ивановича Машкова – это его космос, а он, художник, ощущающий тончайшие вибрации космоса, в процессе творчества трансформирует их и буквально насыщает мощным потоком энергии своего зрителя. Несомненно, творческий процесс, имеющий обратную связь со зрителем, заряжает и самого художника, но главным источником вдохновения для него остается первозданная природа, воплощение которой он нашел у великой Волги, в селе Подгорное. Хочется пожелать мастеру здоровья и сил для воплощения самых сокровенных творческих замыслов, без которых не мыслит свою жизнь ни один художник. Юлия Сергеева |
Дерево
двп./м. 53х44 2007г. Летние цветы
двп./м. 53х44 2008г. Луна
х./м. 70х63 2001г. Сухое дерево
х./м. 60х45 1992г. |
Машков Юрий Иванович - живописец. Родился 3 февраля 1936г. в поселке Новый путь Питерского района Саратовской области. В 1956г. окончил Саратовское художественное училище, отделение живописи. 1956г. – 1959г. служил в рядах советской армии. С 1959г. работал преподавателем рисования и черчения в школе (г. Красный Кут) С 1967г. переехал в Саратов, работал художником-оформителем. С 1983г. художник полностью посвятил себя творчеству. Каждое лето проводит на этюдах в селе Подгорное Воскресенского района Саратовской области.
Участие в выставках:
1992г. – групповая выставка «Формула цвета» в СГХМ им. А.Н.Радищева 1992г. – выставка «Формула цвета» в краеведческом музее г. Энгельса 1996г. – персональная выставка в Саратовском государственном художественном музее им. А.Н. Радищева 1998г., 2000г. – выставка в литературно-художественном музее им. Н.К.Федина 2006г. - выставка в филиале Радищевского музея в г. Балаково 2006г. – персональная выставка в Поволжском Немецком банке 2007г. – «В минуты сокровенной тишины» в музее им. Н.К.Федина 2010г. – персональная выставка в Доме-музее Павла Кузнецова |
||||||||||||||
Дерево
нет, не деревья не позволяют мне вновь нет, не то дерево что давно здесь стоит в небо задумавшись взглядом обуглено черным, усопшим друг мой, солдат моя юность далекая детства - сплетаясь корнями ноги, скрестив под землею все так и стоит так и смотрит на небо с любовью МОЙ МАШКОВ Удовольствие от цвета. Трепет праздника полутонов и отсутствие ненужной драматургии. Удовольствие молчать и ничего не придумывать. Оставить далеко позади надуманности и сравнения с "сислейевским" импрессионизмом, разговоры о примыкание к группе художников, породненных густыми красками Гущина и ускользающей музыки правды. Группу мастеров, в которую он приходил, возвращался, с кем размышлял, в кого верил. В биографии Юрия Машкова для меня самым показательным является решимость вернуться к чистому, но плохо кормящему семью, искусству. К запаху свободы красок, после пятнадцати зрелых лет (с тридцати до сорока пяти), относительного финансового благополучия. Решиться во второй раз все в жизни поменять: уехать в деревню, из под советских «халтур» и оформительских калымов. Пойти по дороге к таинственной страсти быть собой. Именно об том переломном моменте, мне очень хотелось у художника досконально расспросить. Но он, право, давно уже всё всем доказал и на всё ответил.
|
Разлив
х./м. 80,5х62 1994г. Тыква и кувшин
х./м. 64х45 1993г. Солнечный день
двп./м. 62х43 2004г. |
|