|
|
Андрей
Сокульский |
|||
|
|
|
|
ВЛАДИМИР СОЛЯНОВ В жизни Владимира Солянова можно выделить неотъемлемую, важнейшую для него составляющую – неустанное самосовершенствование, вне зависимости от временных, географических и жанровых рамок. Судите сами: в своей профессиональной деятельности он – высококлассный специалист, реставратор, единственный в СГХМ, заслуживший высшую категорию реставратора масляной живописи. В общественной работе по зову души – блестящий экспозиционер, мастер, опыт которого складывался в процессе организации многих музейных выставок и по сей день реализуется, в частности, при подготовке выставок его друзей. Солянов мог бы стать и писателем, и свидетельством его литературного таланта является книга «Магеста», изданная Радищевским музеем в 2003 году. Но из всех его талантов своей силой и мощью перетягивает талант Художника, и сегодня в свои 82 года Владимир Алексеевич ни дня не может прожить без творчества. В настоящее время мастер продолжает работу над созданием абстрактных композиций, находясь в вечном поиске гармонии бытия. Но – вернемся к истокам. Завершив своё художественное образование, а Солянов – это человек, который ничего не делает формально, получив основы художественного мастерства, он, как ни странно, заслужил упреки в «формализме». В 1961-й году он возвращается в родной город полный надежд всецело заниматься искусством. По окончании практики в Таджикистане и после трех лет работы в Коми АССР, где Солянов участием в республиканских выставках заслужил право вступления в Союз художников, в Саратове его не сочли возможным принять в местное отделение Союза. Его живопись слишком отличалась от общепринятого тогда письма с портретами героев труда и сценами строительства социализма. Но даже не смотрев её, лишь по причине знакомства с Гущиным, её признали формалистической. Вышеперечисленные обстоятельства привели к тому, что Солянов был лишен возможности посвятить все свои силы свободному творчеству. Но всё-таки судьба ему благоволила. Владимира Солянова принимают на работу в реставрационные мастерские Радищевского музея, которые в те годы становятся центром культурной жизни города. У него была редкая для того времени возможность духовного общения с коллегами по цеху, с молодыми художникам, жаждущими нового, с поэтами, искусствоведами. И, конечно, с самим Николаем Гущиным. Круг общения с близкими по духу людьми помогал выстоять, не зацикливаться на временных трудностях и работать, работать… Несомненно, прикосновение в музее к искусству великих мастеров прошлого, увлеченность любимым делом и периодически обновляющиеся натурные впечатления служили Владимиру Солянову неизменным источником вдохновения. И, если оценить то творческое наследие, которым располагает сегодня художник, то можно понять, что в искусстве он успел прожить целую жизнь, и, что не менее удивительно, в свободное от «основной работы» время. В этой уникальной творческой личности удивительно цельно сочетаются рациональность и эмоциональность, научный подход и тончайшая интуиция. Возможно, соединение этих начал побуждают художника стремиться к раскрытию идеальной формы, гармонии цвета. От академических работ в ученичестве он идет к одухотворенному реализму, к импрессионизму, и постепенно, к концу 60-х годов приходит к собственному стилю. Художник, отражая природные формы предметов или объектов, усиливает преобладающую в них геометрическую форму и делает акцент на содержание изображаемого. В 70-е – 80-е годы он пишет пейзажи и натюрморты символического звучания, пейзажи, приближающиеся к абстракции, которые можно назвать этапными ввиду постепенного перехода художника к новой образной системе. А, начиная с 1989 года, посредством интуитивного поиска и обобщения своих натурных наблюдений Владимир Солянов занялся абстрактно-символической живописью, отражающей в его понимании Всеединство Человека и Космоса. На основе древней символики и медитативной практики он ищет ответы на актуальные вопросы современности в духовных истоках человечества, в обращении к его генетической памяти. Юлия Сергеева |
Вечернее солнце к. ПВА темп. 34,5х49,5 1964г. Медный кувшин ДВП темп. 55,4х41,9 1970-е Реквием к. темп. 70х46 1968г. Композиция 5 к.м. 56х50 1989г. |
Солянов Владимир Алексеевич - живописец, график. Заслуженный Работник Культуры РФ. Родился 26 мая 1927 года. В 1947 году окончил театрально-декоративное отделение Саратовского художественного училища. В 1955 году окончил Таллинский Государственный художественный институт Эстонской ССР, филиал в г. Тарту. С 1960г. по 1970г. стажировался в ВХИРЦ реставрационных мастерских им. Грабаря в Москве, где получил высшую квалификацию реставратора масляной живописи. С 1947г. по 1949г. работал в Государственном театре оперы и балета им. Н.Г.Чернышевского. В 1955году работал преподавателем спецдисциплин в Сталинабадском художественном училище. С 1961г. по 1971г. работал художником-реставратором масляной живописи в СГХМ. С 1971г. по 1990г. работал заведующим секцией реставрации Саратовского Государственного музея им. Радищева.
Участие в выставках:
1955г. – Выставка произведений художников Средней Азии. В 1957 – 1961гг. Республиканские художественные выставки в г. Сыктывкаре. 1973г., 1977г. – Персональная выставка в Радищевском музее. 1985г. – К 100-летию Радищевского музея. Из собрания музея. Москва. Выставочный зал АХ СССР. 1989-1992г., 1994-1995 г. Международные выставки графической миниатюры в г. Торонто, Канада. 1992г. – Формула цвета. СГХМ им. А.Н.Радищева и Энгельсский музей краеведения. 1994г. – Саратовские художники. Германия. 1995г. – Выставка в Государственном музее К.А.Федина. 2000г. – Произведения саратовских художников. Москва. Выставочный зал СХ России. 2003г. – Персональная выставка в СГХМ им. А.Н.Радищева. |
||||||||
Горы
горы – это мысли земли там в небе с одиноким не вероятно маленьким человеком стоят гордо вершины занесенные снегом СОЛЯНОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ Для первого знакомства с художником в его маленький дом-скворечник меня привел поэт Юрий Проскуряков лет семь назад. Юрий Григорьевич вскоре удалился в давно облюбованную им златоглавую, а мы продолжили наши редкие встречи с мыслями вслух. Мастер сначала разрешил мне отсканировать на фото-цифру его ветхий ретро дворик, потом показал разложенные в комнатке в особом порядке черновики и рисунки. В процессе подготовки моей пятой книги стихов, я уже знал, что живу рядом с очень большим человеком. Я прочел его «Магесту», побывал на одной из его выставок... И я знал, что в «Точке невозврата» примет участие Мастер. Для меня - это честь. Солянов, прочитав рукопись, участвовать в работе согласился, но наотрез отказался импровизировать по тексту. Зато предложенный им цикл крестов лег в ткань книги настолько искренне, что многие мне потом говорили о некой преднамеренности и единстве. Это большая похвала. Просто Мастер чуть раньше и другими выразительными средствами был в тех же местах и думал о том же, что и я. Очень не многое из того, что меня роднит и трогает в творчестве Солянова, отразилось в моих инсталляциях по мотивам автора. Последняя ретроспективная выставка (май, 2010г., музей имени П.Кузнецова – А.С.) опять неожиданно поразила своим масштабом, разнообразием и при этом сдержанным абсолютным вкусом. Лучше него делать экспозиции в высокохудожественном городе до сих пор некому. Больше мне нечего добавить. Я точно знаю, что Солянов – большой художник. Силу его гения, как часто здесь бывает, оценят после... потомки.
|
Горы карт. ПВА темп. 37,5х35,5 1965г. Натюрморт с батоном к. м. 79,5х49 1968г. Стволы деревьев ДВП масло 52х45 1985г. |
|