|
|
Андрей
Сокульский |
|||
|
|
|
|
АЛЕКСАНДР МУРАХОВСКИЙ – ХУДОЖНИК, ПОЭТ. "Живопись и поэзия Александра Мураховского не противопоставлены друг другу. Это как бы лицевая и оборотная стороны одной и той же медали. В живописи поэзия надрыва и отчаянья получает противовес, дополнение и духовную компенсацию. Можно, наверное, сказать, что живопись - это солнечная сторона его улицы. А.Мураховский не получил специального художественного образования (по специальности он топограф), хотя с первого взгляда заметно, что в его работах отсутствует прямолинейность любителя. Вообще традиционное деление на профессионалов и любителей есть смысл заменить на другое: на тех, для кого искусство является жизнью и действием и тех, для кого оно остается забавой, игрой ума и средством к успеху... Для А. Мураховского, выросшего в среде, далекой от художественных интересов, воспитанного средой, ориентированной на авторитарные ценности, искусство как, впрочем, и поэзия стали радостной сферой самовыражения, орудием познания мира и поисков своего места в нем. Свои замыслы Александр Мураховский реализует в границах "традиционной" системы художественных средств. Он крайне редко прибегает к деформации формы, избегает эффектного приема; все очевиднее становится следование формуле "необходимо и достаточно". У него можно обнаружить пристрастие, в прочем, весьма сдержанное, к изображению редких и тревожных состояний, закатов и ненастий, к некоторой искусственной взвинченности мотив (особенно на раннем этапе), т.е. ко всему тому, что традиционно считается принадлежностью романтика. Но в целом смысл духовного поиска Мураховского характеризует скорее отказ от "романтических ходулей", чем опора на них. Сохраняя поэтичность мироощущения и эмоциональную активность, Мураховский стремится не ввысь, а в глубину. Среди пейзажей Мураховского нет ни одного, вызывающего прямые ассоциации с конкретным произведением какого-либо из прославленных пейзажистов. Впрочем, все же одно исполнение назвать можно. Это «Пейзаж с фигурой», который по состоянию тревожной сосредоточенности и внутреннего напряжения отдаленно напоминает некоторые пейзажные произведения Роберта Фалька. Художник работает во многих живописных жанрах, но представляется более целесообразным, отказавшись от перечислительной интонации, указать на общее направление его эволюции, которую можно определить, как усиливающееся стремление выразить и утвердить личную концепцию реальности. Конечно, эта "формула" слишком обща, но в ней подчеркнут принципиальный отказ от избитых мест и подражательности. Это искусство спокойного достоинства, несуетное, равнодушное к зигзагам моды, углубленное в себя, чуткое к опасности, о которой предупреждает поэзия Александра Мураховского: ...Вчера свою высокую звезду, сглотнув слюну, Я обменял на хлеб..." Эмилий Арбитман |
Белые цветы
двп./м. 34х59 1989г. Пейзаж с фигурой
х.м. 62х42 1990г. Осенний куст. Октябрь
х.м. 50х60 1998г. Одинокое дерево
х.м. 38х58 1990г. Мостик
х.м. 46х34 1991г. Околица
х.м. 46х62 1992г. |
Мураховский Александр – художник, поэт. Родился в 1957 году в Саратове. Умер в 1998 году в Саратове. Учился в Саратовском геологоразведочном техникуме (1974-1976гг.)
Участие в выставках:
1991-1992 г. - персональная выставка в Театре-студии п/р О. Табакова, г. Москва 1992 г. – персональная выставка в Государственном музее К.А. Федина, г. Саратов 1993 г. – персональная выставка на Второй Российской музыкальной Академии (филармония), г. Саратов 1993 г. – персональная выставка в Ассоциации государственных кооперативных общественных организаций «Милосердие», г. Саратов 1993 г. – персональная выставка в Выставочном центре «Московская галерея», Кузнечный мост, 11 «Дом художника», г. Москва 1994 г. – персональная выставка в Саратовском краеведческом музее, г. Саратов 1995 г. – персональная выставка в Городском музее краеведения, г. Энгельс 1996 г. – Участие в Областной выставке художников, г. Саратов 1996 г. – персональная выставка в Саратовской Высшей школе МВД России, г. Саратов 1998 г. – персональная выставка в Саратовском государственном художественном музее им. А.Н. Радищева, г. Саратов Работы Александра Мураховского находятся в музеях Саратова, частных коллекциях Саратова, Москвы, Англии, Германии, Италии, Америки, Франции. В силу многих обстоятельств Александр не получил систематического образования, но меня поражало, насколько он безошибочно чувствовал настоящую поэзию, живопись, музыку. Врожденное чувство стиля было его данностью. Он был очень страстным, увлекающимся, настоящим. Все суетное, внешне яркое, сиюминутное, особенно пошлость, отталкивало его, будучи глубоким, очень содержательным, любя безумно жизнь, самоирония и ирония присутствовала, я удивлялась его всегда верным оценкам. В нашем доме всегда было много книг, альбомов, картин. В последние годы жизни появилась возможность видеть лучшие музеи мира, работы тех художников, которыми он восхищался. Ван Гог, Дерен,Вламинк, Тернер, Сислей, Мунк и, конечно, Джотто и Мазаччо, испанцы. В России он любил Врубеля, Серова, Коровина. Ближе к нам Фалька, Слепешева , Романовича, Древина. Мы посещали все значительные выставки в Москве. Особенно в 1987 году его околдовала выставка Шагала. Очень любил наш музей, без конца смотрел Федора Васильева, Борисова-Мусатова, Монтичелли. Когда уходила боль в ногах, мы ходили по ночному Саратову, у него была блестящая зрительная память-после этих прогулок в его работах появлялся наш город, особенно его дворики, которые на выставке в Москве завораживали москвичей. Он любил мостик в нашем городском парке – его он писал во все времена года. Эта необыкновенная харизма наших двориков, улиц, старых домов, одиноко стоящих со многими пристройками и следами переделок, словно напоминающих лицо человека, привлекала много наших замечательных художников. Школы, течения – этому он не придавал значения, Для него должна была быть яркая творческая индивидуальность. Ему нравился Гущин, Аржанов, Солянов, Зотов. Саша вообще был очень избирателен. Так его поразило яркое необычное творчество Татьяны Яриковой. Он был влюблен в живопись Романа Мерцлина – его экспрессию,… и трагический надлом его пейзажей. «Дом Костомарова» был нами куплен на последние деньги. Зимние дворы Виктора Чудина, его буйство красок в ранних работах, его порой сказочные натюрморты, весь он сам, как волшебный кудесник, действовал на Сашу магически – после посещения мастерских Романа и Виктора он брал кисть и находился долго в творческой эйфории. Саша восхищался этими художниками, но никогда никому из них не подражал. Он вообще никому не подражал. У Александра Мураховского был свой Саратов, свой натюрморт, свой пейзаж, возможно, подсознательно, и сквозь его творчество прошла Саратовская школа, художников которой он так любил. Луиза Московская-Мураховская |
||||
Зеленое окно
все что там за зеленым стеклом остается и мается снова мне знакомо но, право, не ново как не нов мой обратный покой моя жажда начала весны лишь дарует надежду добраться только крест на стекле моем, братцы ночь длинна но длинней ее – сны Кто хочет узнать о Мураховском больше, не поленится сходить на его страничку в моей антологии поэзии. Здесь рядом. Присутствовать в двух ипостасях – абсолютно заслуженное Александром право. Я лишь могу отметить, что написанное ранее о Мураховском – поэте естественно и глубоко пересекается с Мураховским – художником. Его юношеский оптимизм и ребячество, уплотненные временем (ведь умер он по нынешним меркам в возрасте взрослого юноши, пройдя через ежедневную физическую боль, мучительно осознавая, что отпущено ему крайне не много) дотянули до трагической вершины собственного и очень индивидуального взгляда. Пронзительное желание, упрямство и смелость воссоздавать так, как видишь, материализовалась в настолько разнообразных, мощных и пронзительных холстах автора, что уже на первых его выставках не сомневаюсь, желающие сказать об отсутствии его профессионального образования, понимали, что имеют дело с очень не типичным случаем появлением Творца не смотря. Я буду несколько прямолинеен, но не умолчу, что подобное происходит не без руки Господней. Увидеть так из-за поворота живую полоску реки, подсвеченной уходящим за горизонт солнцем возможно многим. Но изобразить так! Что нам еще остается? Легкая грусть, что уже не успеть лично пообщаться с творцом-современником. И возможность всматриваться в его картины и вслушиваться в ритм и глубину его стихов. Благо сохранено и оберегается творчество Мураховского, его женой, вдовой, музой с французским именем Луиза с любовью, придирчивой внимательностью и несравненным вкусом. А как иначе могло быть?
|
Зелёное окно
двп./м. 42х61 1991г. Тревожный город
х.м. 86х56 1991г. Храм.
ф.м. 45х69 1990г. |
|