на главную Антология
  живописи


Антология
      поэзии



RoufanovAN@mail.ru
Андрей
Сокульский
 

О себе
Книги
Проза
Публикации
Стихи
 'А-Проекты'
Фото
События
 Инсталляции 
  |
   Дневник
 
Полезные ссылки   
Ольга Пеганова - графика
Чтобы партитура не разлеталась по комнате,
я придавил ее, проходя мимо,
тапком...




ДЖАЗОВЫЙ ПОРТВЕЙН

    ГЛАВА 2
  1. Прямолинейные записи с подкорки
    на концерте Алекса Ростоцкого
  2. Слегка переписанные и измененные
    записи с апрельского концерта
    Даниила Крамера
  3. Весенние джазовые ассоциации
    с апокалипсического Пылевограда
  4. Первоиюньские записи на концерте
    Алексея Козлова
  5. Строчки, записанные бегло, стоя,
    на концерте Джимми Смита в Москве




оглавление
 

ПРЯМОЛИНЕЙНЫЕ ЗАПИСИ С ПОДКОРКИ
НА КОНЦЕРТЕ АЛЕКСА РОСТОЦКОГО

1. Осенний натюрморт

Я жил отшельником.
Я никого не знаю.
Вернуться в город
и пройтись по листьям
нет смысла.
По пустым его дворам
гуляют братья,
полные надежды,
обнявшись за плечи.
Я один гуляю. 
Я выпал в детстве
и забыл язык,
которым моя мама говорила...

Я бы вернулся,
но противны зимы...



2. Просто сентябрь, просто танго

Не расплещи. Готовься.
Подготовься.
Переходи от облака у дома
и от жары в сознании свободы
на перекрестке в поле,
от покосов, ушедших, как в прелюдию, пустыню,
но белую,
но белую пустыню.
Секунда и накроет.
И накроет.
Созреет в недрах и пройдет сетчатку,
и выпадет кровавая слеза.
И, подхватив на воздухе, замерзнет
в красный камень...




3. Оловянный дирижабль

Предгрозовое небо.
Наполняемость воздуха облаками,
а рук одичавших снежками –
неестественна.
Походы по картинам великих голландцев.
Сланцы
прилипают неожиданно к снегу.
В реку не нырнуть –
занято льдом.
Иду напролом.
Старцы – голландцы,
но движение вдоль реки
обозначают придуманные ими коньки,
пока поднимается оранжевая Луна, –
предвестница горящих цеппелинов...




4. Майские любовники

Перед зимой мы наращиваем панцыри,
готовимся: дотерпеть бы...
Наши надкусанные губы
могут привести к распространению заразы.
Тепло, сохраненное в деревянном срубе бани,
соизмеримо с теплом моего дыхания
на твои белые маленькие руки...
Живите в круге надежды, не потакая
на ожидание... мая.




5. Девочка Истикляль

Два поднятых и алых полотна
с серпом и молотом, и месяцем
отмечены одной природы крови,
одних пожаров от одной планеты. 
Особо летом
не береди рабфаковцев Дейнеки.
Умри, не трогая врагов своих случайно...




6. Сон сфинкса

Когда вино осталось не на дне,
попало в сердце и смешалось с кровью,
я вычеркну сомнения. По мне
уже не стоит падать к изголовью.

Отчаянье расстелено в углу.
Меха из вечности и кучка мармелада.
Я проверяю – может быть, я сплю.
Я мучаюсь, отчаявшись... Не надо.




7. Картинки с выставки

Смерть.
Тысячи смертей в замке, окруженном рвом.
Рвет на подходе.
Мои сильные ноги становятся стебельками
сорной травы поля.
Мне, великану, превращающемуся
неизвестным ветром в карлика, 
опять выбирать

.........................................
.........................................

плавать или подождать в устье реки...
.........................................
.........................................

Вышли воины и рыбаки,
вышли мысли страха вокруг рва.
Скалится, но умрет храбро рядом со мной
собака.
Пепел, пыль и кровь обугленная
падают кусками, 
пока я соображаю
и вслушиваюсь во внутреннюю зарю.

Я так тебя люблю,
что мне, голому маленькому-большому,
с колокольни плевать.
Смерть выходит опять.

Тетева любви – не тяни.


	               23.09.03 г.


  наверх

СЛЕГКА ПЕРЕПИСАННЫЕ И ИЗМЕНЕННЫЕ ЗАПИСИ
С АПРЕЛЬСКОГО КОНЦЕРТА ДАНИИЛА КРАМЕРА

1. Стайки воробьев

Мы начинаем
          под присевший улей-зал, 
                    перебирая с ходу, 
                              разгоняя,
топя из недр в густую темноту 
          протуберанцы нам привычных звуков,
                    где фрески переплавлены горстями
                              и никому не видный дирижер 
зажег руками платиновые канделябры…

Игра фалангами на скрипке без смычка,
          стремящейся упасть и уходящей
                    от повторений симметричных элементов
                              и незаконченности партий
стайкой воробьев,
          вспорхнувших мимо синих занавесок…





2. Take eleven

А первых семеро мы потеряли сразу.
          Они ушли и растворились
                    пылью Карабаха…

Моя рубаха
          покрылась белыми откосами до плеч.
Одиннадцать нас брошено стеречь
          ворота звуков,
                    вражеские крики.
Одиннадцать великих из великих,
          но первых семерых – не возвернуть.
                    Их бесконечный и нелегкий путь
                          куда-то в сторону огромного Китая…

Я попрошу на завтрак утром чая
          и чтоб собрался за столом квартет…
                    Хотя бы двое,
                              хоть один.
                                        Ан нет!





3. Марш уходящих перронов

Возвращаясь под фуги воображенья
         на длинные улицы постсоветских Набережных Челнов
вечерней прогулкой по головам,
         удалось обозначить улов  
                   по две в руки  
                             абсолютно непригодной
                                       для употребления водки…
Поэтому сегодня для перемещения по бесконечному цеху
         не хватает воображаемой лодки, 
                  чистоты решений и опять же водки,
                             которая кончилась вчера…
Пора пройти расстояние от хлюпающего носа
         до обеденных шуточек с компотом майской столовки,
                   названной здесь «Кафе».
У бронзового дяди-памятника галифе
         начищены до крайности
                   и улыбка нахальности…
Голова моя мотается, пересыхая без тем и без слов,
         меня клонит ко сну джаз постсоветских Челнов
                   и шарканье башмаков 
                             в неестественно большом количестве
         местных порнографических 
                    и поэтому мужских видеосалонов…
Играется марш уходящих перронов
         в современной интерпретации.
               Я засыпаю, находясь опять несколько в изоляции…

Продолжение длинно – главное, вовремя проснуться… 





4. Птица

Непосвященным по тропам джаза
          уплотняет время скрипка.
Зал, забитый до отказа,
          опоясан беглой ниткой.
Мы приблизились не сразу
          к ландышам и тайнам леса…

У меня к тебе нет особого интереса,
     но в силу приближенности и упрямства я смотрю и смотрю,
                    и вижу, как краснеет лицо твое на корню.
И это уже не глянцеподобное ню,
          а мелко трясущееся женское тело.
Большеротая черно-красная птица 
          сделала последний круг по залу
                    и между нами села…



Ольга Пеганова - графика

5. Чайки-ноты

Стоит забыться, и начинаешь гулять
          по детству и юности…
Пару раз не подумаешь –
     и влетаешь в потери и глупости…

Верхние ноты удаляются на облака,
         нижние ноты – наша река…

Сохранить чистоту линий невозможно,
  как невозможно и потерять их случайно…
Прошлое и будущее необычайно,
  а настоящее бывает искусственно ложно…

      Сложно,
но если ты пришел хныкать и говорить о смерти, 
      то проходи мимо –
         таких здесь каждый второй и третий…

Нас интересует ветер
          и влажные окончания,
нас не тревожит отсутствие знания,
          а лишь любое нежелание знать…

Струны и натянуты, чтобы рваться.
          Узнать,
              когда завершится полет чайки,
не представляется возможным.
          Каждый живет сам.

 
	                       20 – 25.04.04 г.
  наверх
 



ВЕСЕННИЕ ДЖАЗОВЫЕ АССОЦИАЦИИ
С АПОКАЛИПСИЧЕСКОГО ПЫЛЕВОГРАДА

Маэстро-джаз на ожиданья белых вдов
          и жалкой россыпи над нашим серым домом…

По Рахова, не доезжая до Московской,
          надломанная ветром ветка величиною с дерево
                    на окончаниях висит всю зиму и весну, 
угрожая, и обозначив примитивнейший пасьянс.
          Кому-то она шмякнет по загривку…

          …по онемевшим,
                    не способным упреждать
                             свои потери…

Я перепробовал все варианты выжить
          в пыли большой квартиры без друзей…

          …и без Тебя…

Я время обозначил, как пылесборник…

Не ходи со мною,
          снимая пальцами тропинки на картинах
                    и тряпкой проводя по фолиантам…

Тараканы ушли вчера из города в испуге,
          но город, состоящий из людей и их подобий,
картинно продолжает движенья больше по инерции,
          то в истерику впадая, 
                    то в оцепененье. 
А то и в суету…

Так мальчик, обкурившись, недопонимает,
          что секс без сердца
                    лишь клонирует уродов…

Не ходи со мною по городу
          и в подготовке таинства на репетициях…

В прожекторах пыль видится сильнее,
          в цирках звери лакают беспрестанно жадно воду,
а в филармониях столичная джаз-банда
          перетекает фанками в блокнот…

Сегодня, здесь и в високосный год
          мы, ненавидя ожиданье, знаем точно,
                    что мимолетно пронесется снова лето…

В церквях
          сквозь витражи на окнах в лучах света
                    не мелкий снег
и звуки песнопенья, 
                    голос внутри, а может, даже свыше,
что так нельзя,
          что пошло так,
                    не должно…

Я думаю,
          что не люблю носить рубашки лишь потому,
                    что нужно их менять от пыли-грязи
                              пару раз на дню..
Мне их менять, а мама их стирает…

Я думаю, что пыль мозг забивает
          и замедляет действия. Решать
                    нет смысла. Что надеяться и ждать,
когда брюнетка, здесь переходя дорогу,
          становится, не доходя, седой…


Мы же не боги…
          Мы сотрясаем воздух и пороги, 
                    переходя в пыли на полный вздор,
в надеждах роясь, выкликая с детства
          забытые рецепты или средство             
                    «Мутабор…»

И скоро Волга выкатит простор
          для всех, кто ищет волю…

Пока не пала ветка, будет время…

	                       20 – 21.04.04 г.
  наверх


ПЕРВОИЮНЬСКИЕ ЗАПИСИ
НА КОНЦЕРТЕ АЛЕКСЕЯ КОЗЛОВА

1. Одинокая женщина

Одинокая женщина – это и о Тебе
          и обо мне к Тебе.

Одиночество – не композиция,
          а сорвавшиеся и теперь безвозвратно
                    ушедшие, как по тоннелю, 
                              последние звуки любви.
Время кончилось.
          Тоннель темных звуков закрылся.
                    Дыхание сперто,
а носовыми платками пропитано жаркое лето.

Лето спето, едва началось –
          переходит в болезни дождями.
Ты в отместку танцуй каблуками 
                    по ступенькам знакомой брусчатки,
кидай свои сумочки сзади,
          и, прошу, тормози не рывками, 
                    не слишком рывками 
                              машину.

Сакс волною, горстями внутри
          мне, кретину, 
джаз в отместку в другую 
                    все дальше, все ближе
                              дорогу.
Память сбоку
          из наших студенческих, 
                    часа от часа беспечней
                              и тем выразительней, танцев.
Рок-н-ролл не сюита,
          мы ищем с Тобою пространство,
                    где мы вместе.

Мы ищем…
          Тогда мы случайно нашли.

Моя прошлая женщина едет по длинной дороги Земли 
          одиноко…




2. Джазовая свобода

Куда я от себя уеду?
          Чего такого я не знаю,
                    кроме Твоего чистого дыхания
                              каждой ночи,
кроме Твоей улыбки,
          к которой не хватает мочи снова не подойти.
Прости
          за лишние, ранние 
                   и не Тебе адресованные строчки,
прости
          за не все сорванные Тебе лютики-цветочки,
за неуверенность и недоговоренности
         прости.
Не уходи,
          но отпусти.
                   Прости!


3. После антракта

Друг и сын отправились восвояси.
          Друг и сын помчались
                    в свои страсти.      
К своим девушкам,
          в вечерние разговоры.
И не с кем затевать сегодня споры,
          и некому выстраивать рать слов.
Хлоп, и что-то застряло поперек гортани,
          перебило дыхание  
                    пыльца разлук.
Я понимаю, что если бы знать,
          что я умру, остался бы сегодня друг.
                    И сын.
Блин,
          как не хочется никого расстраивать.
Одуванчики стоят
          ранние, желтые. Их много.
Через одуванчики пролегла дорога-тропа.
          Пра…




4. Молчание свечи

Предупреждение о последних гастролях
          дает точку отсчета.
Не то чтобы получается чище нота,
          но позволяет, к примеру, 
                    на бис выходить, 
                              выходить…

Господи, мог бы и предупредить,
          я бы сыграл небесно.
Нитка стропил висит отвесно
          далеко над моей головой.
Господи,
         это я не герой?
Тогда я объявляю себе самому
          последние гастроли.                             

Натяну струну лука из уходящей роли.
         Пусть никто не поверит,
                    кроме исчезающих звуков.
Пусть.
          Не подходи, сука-разлука-
                                     грусть.

	             01 – 02.06.04 г.



  наверх


СТРОЧКИ, ЗАПИСАННЫЕ БЕГЛО, СТОЯ,
НА КОНЦЕРТЕ ДЖИММИ СМИТТА
В МОСКВЕ В "LE CLUB" 3 ИЮЛЯ 2004 ГОДА

                    Расхождение путей,
                    совмещение потерь…


1. Начало

Отдельная речь с тобою о тебе.
          Напряжение, связанное только с тем, 
                    что я до сих пор не знаю, кто ты.
                              Кто ты?

Ожидание ограничено
          бокалом терпкого вина,
                    движением руки по волосам
                              и первыми фразами
наконец-то появившегося на сцене 
          однорукого худенького угольного маэстро.

В темноте он почти теряется,
          а твои длинные черные волосы россыпью
                    отсчитывают дыхание зала
                              и его готовность разорваться
криками и аплодисментами…
2. Точка слева за камерой

Это мы – время. Мы пришли
          рассказать какими будем и были?

Это мы – время сейчас,
          не отходя от камер, направленных через нас
                    непрерывно или по желанию оператора.

В темноте маркером
          взгляд маэстро на гитариста
                    на одной прямой с моими глазами.
Вы разберетесь сами,
          но гитарист явно вынужден подчищать за всех работу:
                    поэтому взгляд напряженно-пытлив и кроток.

А мы, – время, за вашими взглядами обозначены
          беглые, перемещающиеся, вникая – вслушиваясь,
                    в спровоцированную музыкальную сумятицу,
всматриваясь в уходящие импульсы информации…




3. Обращение к Джимми

Джимми, тебе не побывать на наших узких дорогах.
Там, на мосту у Москвы, за поворотом – черта порога
          и машины, искореженные и в кюветах.                   
На русских дорогах вполне обычные беды.
          У нас свои бытия слайды.

Тебе не надо разгадывать тайну
          наших красивых и сильных женщин.
Сегодня семнадцатилетняя Машка Шарапова 
                    покраснела перед наглыми камерами мира.
Машка Шарапова, в чем наша сила?
          Ты, посмущавшись, взяла Уимблдон,
                    девочка Маша – наш чемпион!

Джимми, ты ведь приехал играть, а не думать о русских,
          то в размахе широких,
                    то зауженно-узких.
У тебя своих тараканов, своя непогода.
Я думаю, когда ты играешь,
          то забываешь, что есть время ухода.

Как жаль, что не разорваться и не посмотреть,
          как ты будешь выдавать фуги завтра,
                    и где черпанешь энергии,
                              когда внимание всего мира 
будет приковано к футбольной лужайке Лиссабона,
          сколько останется слушателей в зале
                    джазового озона…





4. Джаз на подкорке

Джаз – сам джаз, и блевотина не от него,
          а от пустоты и поворотины,
                    с джазом не связанной.
Мы пытаемся плыть по прямой, 
          но течение нас сносит.
Чего-то просит и моросит дождь,
          и горсти звуков
                    обозначают нашу разлуку,
                              как точно акцентированную данность.
Не оскверняя реальность, я понимаю,
          что театр жизни устроен для повторения заученного.
                    Случаи, извлеченные из подкорки великих...
Ныне их лики – слова и ноты.
          Кто ты?
                    Кто ты?!






5. Музыкант с перемотанной рукой

Ты даже не представляешь,
          как мне надоели мои руки,
                    фуги из недр извлекающие.

Нехорошо лишнего знать.
          Я сам себя не догоняю.

                    Знаю:
россыпи звуков давно увековечены,
          делать здесь мне больше нечего.

Простите, я просто зарабатываю на ужин.

Слушайте, 
          слушайте звуки,
                    я им уже не нужен.



	          03 – 07.07.04 г.
  наверх