на главную Антология
живописи


Антология
поэзии



Андрей
Сокульский
 

О себе
Книги
Проза
М.проза
Публикации
 Стихи
 'А-клуб'
Фото
События
 Инсталляции 
  |
 Дневник
 
Полезные ссылкм   
ЮРИЙ МАШКОВ. ЗАГАДКА ТВОРЧЕСТВА
Юрий Машков близок к той уникальной группе художников, которая сложилась в 1960-е годы в Саратове как противовес официозу в изобразительном искусстве. Духовным центром этой группы был Николай Гущин – личность легендарная, вокруг которой и сегодня сохранился ореол неразгаданной тайны.

Нет ничего удивительного в том, что рядом с ним оказались молодые художники, недавние студенты Саратовского художественного училища, стремившиеся свободно мыслить и творить. Позднее искусствоведы назовут их «кругом Гущина». Этот круг составили графики и живописцы Владимир Солянов, Виктор Чудин, Вячеслав Лопатин, которые и в нынешнюю свободную эпоху ярко выделяются на фоне остальных. «Вторым центром» круга был самый близкий к Гущину Михаил Аржанов, ушедший из жизни в 1981-м.

Приезжая из Красного Кута в Саратов, Юрий Машков с биением сердца приходил в реставрационные мастерские Радищевского музея, где работали его товарищи и сам Гущин. Машков вспоминает Николая Гущина как мастера, виртуозно владевшего кистью, неподражаемого эрудита и тончайшего психолога. Немало дало ему и общение с Михаилом Аржановым, особенно поиски и обсуждения так называемой «формулы цвета». Правда, молодой Юрий не мог быть постоянным участником встреч и регулярных поездок на Волгу, но был связан со сложившимся кругом, прежде всего, узами духовными и духовным родством. Все художники «круга Гущина» - это люди, наделенные подлинным благородством и душевной чистотой, не растерявшие свои идеалы в искусстве и не изменившие своим художническим исканиям.

Юрий Машков

Скорее всего, именно от Гущина Юрий Машков унаследовал загадку своего творчества. Ему удается соединить реалистический пейзаж с древними символами, с пластикой модерна, наполнить мотив ярким, звучным, мощным цветом, а в некоторых вещах - приблизиться к абстракции. Общаясь с его картинами, зритель не просто созерцает пейзаж, проникаясь определенным настроением времени года, он погружается в особый мир художника. Кажется, что Юрий Иванович прекрасно понимает язык деревьев, цветов и трав и говорит с ними на этом языке. В картинах мастера деревья (а к ним он обращается очень часто) воспринимаются нами как живые существа с неведомой для нас душой, наполненной переживаниями. Их ветви - как руки человека, как крылья птицы, они тянутся друг к другу с добротой и с любовью, а ещё чаще устремляются ввысь, к светлому и чистому небу, к солнцу.

Небо у Юрия Машкова символизирует мечту о лучшей жизни, высшее предназначение человека. Непосредственно солнца мы не видим в работах художника, но оно озаряет всё вокруг своим жизнеутверждающим светом. Самая поразительная мощь дневного светила - в весенних пейзажах Юрия Машкова. Здесь и долгожданное после зимы пробуждение природы, и немыслимое многоцветие красок, и просто Расцветание всего мира, несущее колоссальный заряд энергии! Но, если солнце способно согреть и осветить весь мир, то луна в картинах художника освещает своим светом определенный уголок, а всё окружающее окутано неведомым и таинственным. Фантастическая ночь, магические деревья, свет непременно полной луны возникают не в одной работе мастера, и способны заворожить любого ценителя искусства.

Деревья, цветы, плоды, вода Юрия Ивановича Машкова – это его космос, а он, художник, ощущающий тончайшие вибрации космоса, в процессе творчества трансформирует их и буквально насыщает мощным потоком энергии своего зрителя. Несомненно, радость человеческого общения с близкими по духу людьми заряжает художника, но главным источником вдохновения для него остается первозданная природа, идеальное воплощение которой он нашёл в селе у великой реки Волги.



Текст: Юлия Сергеева



Юрий Машков

Сухое дерево
х./м. 60х45 1992г.


Дерево


нет, не деревья
не позволяют мне вновь

нет, не то дерево
что давно здесь стоит
в небо задумавшись
взглядом обуглено черным, усопшим

друг мой, солдат
моя юность далекая
детства - сплетаясь корнями
ноги, скрестив под землею
все так и стоит
так и смотрит на небо
с любовью

 




Автор инсталляции: Андрей Сокульский