на главную Антология
живописи


Антология
поэзии



Андрей
Сокульский
 

О себе
Книги
Проза
М.проза
Публикации
 Стихи
 'А-клуб'
Фото
События
 Инсталляции 
  |
 Дневник
 
Полезные ссылкм   

Продюсеры от искусства

Андрей СОКУЛЬСКИЙ, ведущий рубрики

Художественные галереи в Саратове должны были появиться по определению – все-таки наличие первого в стране общественного художественного музея, затем - «Алая роза», круг художников Николая Гущина и т.д. предопределили высокий статус художественной мысли в нашем городе. Но галерей в культурном городе не так уж и много. По большому счету их всего три – «Эстетика», «Феникс» и «Белая». Это объясняется, увы, низкой покупательской заинтересованностью и ментальностью нашего обывателя, пытающегося через любые тернии выйти лично на художника, чтобы получить маленькую и формальную, но скидку.
Вот и торгуют наши галеристы красками и кисточками. Либо ищут возможность отправить работы саратовской школы (только в Союзе художников числится более ста человек) за пределы области, а лучше за границу. Труд галеристов очень нелегкий и более, чем подвижнический. Глубоко мной уважаемый Геннадий Дырнаев, открывший и открывающий все новые и новые самородки, свою профессию определяет так: «По-современному – продюсер от искусства. Но назваться-то хорошо, а вот привить вкус и желание прикоснуться к чуду намного сложнее. И хотя многие направления финансовый кризис уже преодолели, нам по-прежнему непросто. Впрочем, профессию, я выбирал себе сам. И ею горжусь».
Будем надеяться, что работы прекрасных художников и фотохудожников будут широко и полно представлены в музеях и галереях, и число их будет множиться, а качеству работ на их стенах завидовать приезжий люд. И еще мне верится, что в городе рано или поздно появится большая галерея современного искусства.



Прогулка по галереям

Пейзажи с видами Саратова одни из самых востребованных покупателями

Юлия СЕРГЕЕВА

Все мы в зимние праздники ждем не только подарков и застолий, но и хотим провести время с пользой для души, прикасаясь к прекрасному. Когда же еще, как не в рождественско-святочную пору, совершать прогулки по музеям и галереям? И если в музеях мы всегда можем обратиться к вечным культурным ценностям, то в галереях представлено изобразительное искусство нашего или не столь отдаленного от нас времени.

Всем неравнодушным к изобразительному искусству я предложила бы заглянуть в арт-галереи «Эстетика», «Феникс», «Белая» и выставочный зал «Караван», где представлена живопись и графика поволжских художников.

В канун наступившего нового года в галерее искусств «Эстетика» открылась выставка «Зимы морозное дыханье», участниками которой стали ведущие художники Саратова, и в их числе заслуженные художники России Руслан Лавриненко, Наталия Чечнева, Владимир Гуляев, а также Александр Котов, Борис Глубоков, Валентина Маркушина, Лада Валькова. Наш глаз порадуют зимние пейзажи, посвященные родному Саратову и волжской земле. Есть в экспозиции и несколько работ Вячеслава Зотова, который отличался особым проникновением в тему провинциального города. Кроме работ современников, в «Эстетике» представлена экспозиция графики нашего земляка Александра Скворцова (1894 – 1964), певца волжской природы.

– Нашу галерею отличает последовательность в выбранном направлении – вот уже 16 лет мы популяризируем саратовскую художественную школу, и быстрый отклик на нужды клиента, ищущего достойное произведение изобразительного искусства, – считает владелец «Эстетики» Владимир Ракчеев. – Мы предлагаем клиентам богатейший выбор произведений саратовских художников от 50-х годов прошлого столетия, в том числе Василия Фомичева, Бориса Шагина, Алексея Коблова, до самых свежих работ, написанных в 2010-м. Если говорить о востребованности у покупателей, то это произведения художников, уже ставших «брэндами» – Романа Мерцлина, Вячеслава Зотова. Кроме того, наш город с сохранившейся исторической частью находит искренний отклик у большинства современных художников. Поэтому картины на тему старого и нового Саратова, отражающие его уголки и достопримечательности, интересны зрителю и охотно покупаются горожанами и гостями.

В галерее «Феникс» кроме живописи саратовских и пензенских художников, представлена коллекция современной графики Виталия Воловича из Екатеринбурга, а из более ранних работ – гравюры Ивана Шишкина (конец Х1Х века), Константина Богаевского и Мстислава Добужинского (1930-е годы). Кроме того, в арсенале галереи имеется превосходная коллекция керамических ваз и кувшинов Михаила Садовникова и керамических статуэток Татьяны Лощининой, кукол Татьяны Адаменко. Перед Новым годом здесь можно было найти расписные тарелки с рождественской тематикой, котиков и кошечек и множество других забавных фигурок. Но это не значит, что в «Фениксе» делают ставку на подарки и сувениры.

По словам владельца Геннадия Дырнаева, галерее помогает существовать совместное представление всех возможных и жизнеспособных направлений – от архитектурных выставок и инсталляций, живописи и графики до декоративно-прикладного искусства, представляющего керамику и мелкую пластику.

К сожалению, даже в галереях уходит понятие «персональная выставка», вернисаж одной коллекции. В настоящее время это направление реализуется выставочным залом магазина «Караван», расположенным, в отличие от остальных галерей, довольно далеко от центра города – в районе поселка Семхоз. В январе у саратовцев появилась возможность познакомиться с произведениями Константина Долгашева из Чебоксар. Духовным центром большинства произведений этого художника является храм, а любимым сюжетом – жизнь российской провинции.

Идея организации художественных выставок на территории магазина отделочных материалов достаточно необычна. По мнению директора Михаила Лапушкина, она соответствует не только его личным интересам, но и ожиданиям, посетителей и покупателей магазина, персонала фирмы, жителей данного микрорайона. «Пока наша аудитория очень разноликая, – говорит он. – Надеюсь, в ближайшее время она сформируется из числа людей, неравнодушных к современному искусству. Тем более, что впереди у нас – персональные выставки художников нашего города и других городов России».

Также перед Рождеством открывалась новая выставка в «Белой» галерее, собранная из произведений начала-середины прошлого столетия. В экспозиции представлены картины и этюды Бориса Болдырева, Ивана Шерова, Бориса Боброва и Ивана Константинова. Новый директор галереи Наталья Манукян констатировала, что галерея продолжает жить, несмотря на слухи и домыслы. Востребованным направлением галереи является антиквариат от фарфора, серебра и мебели XVIII века до живописи XIX – XX веков. Иногда здесь появляются и более ранние шедевры, правда, без подтверждения экспертизой. Из современного изобразительного искусства в «Белой» можно встретить работы едва ли не всех художников Саратова и Энгельса. Хотя вопрос, проводит ли галерея отбор современных художественных произведений и соответствует ли их развеска определенным принципам экспозиции, остается открытым.



"Настоящий галерист не может спать спокойно"

Геннадий ДЫРНАЕВ

Геннадий Дырнаев

Мы с удовольствием задержались в арт-галерее «Феникс» и пообщались с ее владельцем Геннадием Дырнаевым.
Хотя галерея находится ниже основного уровня (подвальное помещение на углу Радищева и Московской), это не мешает быть её интерьеру располагающим и слегка таинственным. Галерея начинается с большого зала, по периметру которого экспонируется живопись, а в нескольких невысоких анфиладах представлены графика, живопись и декоративно-прикладное искусство.

– Геннадий Алексеевич, ведь «Феникс» – одна из первых галерей в городе?

– Мы открылись в 1994-ом, и это было в здании на Радищева и Челюскинцев, фасад которого был расписан художниками.

– Что для вас эта галерея: воплощение мечты, способ зарабатывания денег или что-то ещё?

– Для меня это, прежде всего, работа. Когда галерея изначально ориентирована как на источник получения сверхдоходов, это коробит душу. В то же время галерея вынуждена зарабатывать на жизнь самостоятельно, так как хоть она и является частью культурной жизни города, финансирования от министерства культуры или других ведомств не имеет.

– Какие отношения у галереи складываются с художниками?

– Безусловно, позитивные. В первую очередь, необходимо уважать художника и понимать, как непросто тому, кто не опустился до коммерческого искусства, выжить в наши дни. Конечно, галерея, заинтересованная в сотрудничестве с конкретным автором, может сделать ему своё предложение. Например, о выкупе коллекции, что будет выгодно и художнику, и галерее, поскольку минимизируются расходы на упаковку коллекции туда и обратно, особенно если речь идет о дальних расстояниях.

– Почему о дальних? Ведь рядом столько местных художников, к которым не нужно ехать.

– Настоящий галерист не может спать спокойно. Он должен иногда окунаться в культурную жизнь не только своего региона. Например, увидев когда-то керамику Татьяны Лощининой из городка Скопин в Рязанской области, я задумал её привезти в Саратов. В нашем городе аналогов её произведениям точно нет. За три года сотрудничества с Татьяной я совершенно не разочаровался в ней, наоборот, постоянно вижу её духовный и профессионально-творческий рост. Да и полёт её фантазии, кажется, безграничен.

– Чем сегодня вы можете порадовать посетителей?

– У нас вы всегда найдете живопись мощных саратовских живописцев – Петра Гришина, Леонида Федотова, Бориса Давыдова, Наталии Чечневой, Александра Гродскова и многих других. В центральном зале экспонируются работы Владимира Непьянова, пензенского художника работавшего в 1960-е годы, прекрасного мастера как пейзажа, так и портрета. Также представлена живопись наших ярких современников – Алексея Карнаухова, Сергея Сакова, Евгения Солодкого, Вадима Орлова и печатная графика от Ивана Шишкина до современного Виталия Воловича. Здесь же можно увидеть минивыставку Михаила Леженя, представителя концептуального искусства европейского масштаба. Если говорить о будущем, то запланированы выставочные проекты художников-архитекторов Андрея Мушты и Алексея Кашанина.

– Скажите, такое понятие, как выставка одного художника, совсем исчезло?

– Наверное, на сегодняшний день непросто найти такого художника, который был бы настолько многогранен и плодотворен, чтобы быть интересным на сто процентов. Не составляет огромного труда количественно набрать произведения для заполнения всего экспозиционного пространства. Вопрос – насколько это интересно зрителю? Кроме того, возникает проблема размещения и коллекции, принадлежащей галерее, и декоративно-прикладного искусства – такого многоликого и разнообразного. Например, керамики Михаила Садовникова, сотрудничество с которым продолжается около пятнадцати лет.

– Помнится, что несколько лет назад ваша галерея открыла городу фотохудожника Александра Дроздина…

– А сегодня Александр сам открыл салон фотографии, и имеет возможность самостоятельно представлять свои работы.