Виктор Чудин – одна из знаковых фигур современного изобразительного искусства Саратовской губернии. Он притягивает своей яркой самобытностью, соединением в своём искусстве русской архаичности и европейского свободолюбия. В юности из всех видов искусств Виктор выбрал живопись, которая волновала его, пробуждала яркие эмоции. Учился он, как и большинство живописцев в советское время, в художественном училище, но многое, пропуская через себя, постигал самостоятельно. Он создал свою живописно-образную тему, в основе которой решение произведений в одной плоскости, упрощение и обобщение форм, символическое значение цвета. В основе всех чудинских произведений – выражение красоты, как её понимает художник: в людях, в цветах, в природе. Он не боится повторять, что «только красота – основа всего».
Живопись Чудина удивительно проста и в тоже время наполнена большой жизненной мудростью. Своей малой родине – селу с почти трехсотлетней историей он посвятил живописный цикл «Донгуз. Овраги» (1950-60-е годы). Работы этого цикла – его обобщенные образы, навеянные воспоминаниями детства и усиленные непосредственными натурными впечатлениями. Интересно, что ни один чудинский пейзаж не обходится без присутствия человека: деревенских жителей, соседей, юношей и девушек. Для мастера Человек – загадка Вселенной, главный концепт творчества. Особое, одухотворенное отношение у Чудина-художника к цветам. Это фактически живые существа, которые дышат, чувствуют: цветы, как люди, дарят свои образы. У каждого цветка своя уникальная природа, свой, как и у человека, жизненный цикл от рождения, расцвета, зрелой красоты до увядания.
Картины Виктора Чудина всегда запоминаются яркими и сочными красками, какой-то детской чистотой и открытостью. « К цвету отношусь с почтением: в нарядности цвета – смысл радости жизни», – признается мастер. В 60-е годы художник начал работу над так называемой «формулой цвета» и продолжает ее до сих пор. Своеобразным итоговым отчетом в его поисках стала персональная выставка «Акриловый период. Формула цвета», состоявшаяся в Радищевском музее в 2003 году. Безусловно, цвет у Чудина в процессе его художнического становления менялся. На раннем этапе творчества краски смешивались им или накладывались друг на друга, образуя тонкие градации оттенков. В пейзажах Донгуза и Пристанного он пришел к звучной наполненности и интенсивности цвета. Сегодня мастер предпочитает работать плоскостями, граничащими друг с другом, соединенными не плавным переходом, а логикой ритмического строя и композиции.
Основными произведениями, в которых реализуются колористические искания художника и его жизненная философия, являются композиции, состоящие из нескольких частей. Посредством различных образов – яблока, женского лика, человеческой фигуры в цветовых вариациях Чудин выражает свою идею о «пяти временах года в жизни человека», где каждому периоду соответствует время года: Рождению - зима, Расцвету - весна, Зрелости - лето, Мудрости - осень и Вечности - снова зима.
Храм божий, лик ангела или святого, старцы, молящиеся – это образы, которые сегодня особенно волнуют Виктора Федоровича, немало пережившего и испытавшего на своем веку. Путь художника и его искания продолжаются. «Его произведения последних лет, то безнадежно прощальные, то безудержно радостные, вновь возвращают нам веру в не случайность и не бессмысленность земного пути человека…»
(Пашкова Л.В.).
|
Рыбалка с Борисом Медведкиным
х./м. 50х50 1992г.
|
***
красные рыбы
синие рыбы
желтые рыбы
мы понимаем, вынимая их в счастливом крике
за всасывающие воздух жабры
отправляя навстречу к ним белый кораблик
к сожалению, чаще эти бомбы и сабли
уплывают от нас в свои пучины
мне, без какой либо причины, подумалось
|
красное море
белое море
черное море
человек мечтает повторить красками небо
и, как рыба, иметь глубину на просторе
а они, не зная наш разряженный мир,
могут не тратить напрасных сил
чешуя и художники их защищают
|