|
|
Андрей
Сокульский |
|||
|
|
|
|
|
*** осенний суп киприотами варится с перцем на глубинной морской воде. Меня научил его делать Памбос, рыбак, живущий в посёлке на окраине Пафоса – лодки в этом посёлке белого цвета, а глаза им рисуют голубою и чёрною краской (когда они отдыхают, вытащенные на берег, закрывают глаза брезентовым покрывалом). Памбос стар и он любит забрасывать якоря и вытаскивать сети. Для осеннего супа нужно раздобыть глубинной воды со дна средиземного моря. Памбос делает это при помощи каменного ведра, сработанного ещё его прадедом Павлосом, жившим 170 лет. Там, в глубинной морской воде, встречается всякое: рыбы, водоросли, песок, крабы, мидии, жемчуг – всё это бросается в суп. Остальная картошка-моркошка – по вкусу. Но главное – перец – чёрный, красный, сиреневый, предрассветный. А в самом конце – непременно – глоток зевании (так зовётся у них самогон, виноградная водка) Хорошо этот суп есть кипящим – с огня, когда ветер срывает пену с бешеных волн – в штормовую погоду. Или хотя бы, чтоб дождь по окошку хлестал. И под грома раскаты все яблоки рушились в сад и плясали деревья. |
![]() Игорь Владимирович Сорокин |
|
«Мы живем…» «Девушки с узкими бедрами…» «Уплывают коричневой Волгой…» «Кирпич с размытой известкой…» «Расскажи мне, милый друг…» «Мокрому знамени…» «Ни посоха в руках, ни ремесла…» «Легкий запах бензина…» «Холодно. Белый клубится…» «В этом темном странном месте…» «Выйдем из себя…» «Лужи, как оказалось…» «Попробуй измерить…» «Пейзаж души…» Жара |
*** Мы живём на остановках конечных, между нами бродит жёлтый автобус. У тебя есть дома круглая свечка. У меня есть старый сломанный глобус. Много всякого добра в домах наших - чёрных стрел и голубых чашек. *** Девушки с узкими бёдрами, маленькой грудью, приходите ко мне, почитаем стихи на крыше, женский труд ваш ещё тяжёл, неизвестно, будет – ну а вы ничего, не бойтесь, и будьте, выше. Ваша девственность – дикой спокойной силы вы как юные лошади дышите в ноздри, но уже вы готовы к любви навылет и боитесь – поздно. ничего-ничего, ведь под небом этим все до маленькой смерти в любовь дышали и, задохнувшись жизнью, большие дети, от себя – по кругу – к себе – бежали. *** Уплывают коричневой Волгой пятна нефти в Каспийское море. Рыбьим жиром, мазутом, карболкой пахнут сумерки, осени вторя. В детстве было, наверное, то же, только ливни хлестали сильнее, только окрики лоцманов строже и вода возле сходней чернее. Только были другие предметы: монастырского храма руины, куст на крыше, распластанный ветром, и под ними — плавучий зверинец. Новый мост был действительно новым, старый город действительно старым, и двудечный кораблик огромным, и рязанской рубахой татарин. И арбузы в четыре обхвата. Шарф чужой вокруг шеи в три раза. И казалось, что смерть акробата так прекрасна — как жизнь водолаза. Но о чём — у причала подслушав — говорили — не помню, не понял — пароходные рупоры, скушные пеликаны и серые пони. Нахватались лишь жадные чайки — чтобы завтра забыть — разговоров у цепей заржавелых, отчаянно улетая в Каспийское море... *** Кирпич с размытою извёсткой, котёнок между пыльных рам. Спешит – за поворотом храм – старушек сухонькая горстка, как первоклассницы летят – у них большой сегодня праздник. Народ в трамвае едет разный, трамвай мотается как стяг под мокрым небом серединным, везя обнявшихся растяп с карманниками – все едины. Однообра-разнообразный из слухов и передовиц, из рож, мордоворотов, лиц плетётся с нами город грязный. То воздух утренний, то газы, то еле мчимся, то стоим, то в тихой ненависти таем. То восстаём из пепла – и поют снега, молчат огни, Саратов чудится Китаем. *** - Расскажи мне, милый друг, на бумаге как текут полноводные реки, как плывут по ним греки в варяги и варяги путешествуют в греки. Как по берегу идут с бечевою бурлаки из Саратова в Сызрань, а навстречу им разбойной войною Стеньки Разина веселая тризна. Как поют свои долгие песни, купола золотыми встречая берега, и как становится тесно возле сердца и легко за плечами… - Извини меня, друг милый, но в нашей стороне, увы, нехватка бумаги. И вообще мы тут без музыки пляшем и без памяти на месте шагаем. А над нами реют красные флаги, трудовые-боевые знамена, и не то, что не хватает бумаги – нету слов. Вот так и живем мы. Так что лучше приезжай без дороги к нам на палочке верхом – сам увидишь как мы тут же забываем о Боге, Слово Божие, разделав на слоги, переводим – на агитки, да идиш. *** Мокрому знамени трудно нести победу, даже неважно: водою пропитано, кровью? Уши заткнешь и слышишь: подобно бреду осень зовет шелестящей холодной дробью. Уши откроешь — и ничего не слышишь. Видимо, нужно солнце искать глазами. Здесь за тебя земля незаметно дышит. Там — каменеет воздух, не исчезая. *** Ни посоха в руках, не ремесла, в ногах ни правды, ни желанья шага и жизнь бурлит как медленная брага, свирепой тишиною приросла сухая память по чужим оврагам. И кажется: судьба – надорвалась и медленную ночь заголосила огромная неведомая сила – очередная маленькая власть над вечной и измученной Россией. И мир, как прежде, кажется, чужим он перевернут и собой опознан ему светло и никогда не поздно как и тебе, но все-таки скажи, зачем тогда мы выбираем звезды, рождаемся и привыкаем жить? *** Лёгкий запах бензина в сыром и холодном воздухе. Осенью пахнет поздней сумрачно, но легко. Барабанщик завидует звонкой и ясной судьбе горниста, тому, как он вскидывает руку как голову запрокидывает и воздух небесный пьёт. Горнист же завидует чёткой и верной судьбе барабанщика. *** Холодно. Белый клубится пар. Всюду Иней мохнат и лёгок – скрип-скрип-скрип – солнце встаёт, алея. Звонкое небо – в нём бы замёрз Икар. За Малой Кострижной – синяя Бакалея. Бредут, за воздух дрожа руками, утренние старики с приподнятыми воротниками, с бидончиками – па-береги – с клюшками. А ведь бывало: руководили станками, повелевали пушками. И х. его знает как это всё случилось… *** В этом тёмном странном месте по ночам гуляет Пестель — через мостик свой идёт, неземной поклон кладёт. Горд он, бледен и спокоен — только шею трёт рукою. Неземной поклон не виден, Пестель тих и безобиден. Безобиден, тих и всё же — что-то изморозь по коже. В этом тёмном странном месте мы поставим мелом крестик: мрак, брат Пестель, не померкнет — погуляйте на Кронверке... *** Выйдем из себя, покурим, сядем на сломе ветра. В каменоломне головы наотколупываем дури. Пора уезжать, пора – хотя бы на 1/4 метра. Известковая память третичным морским ежом тянет тяжёлое время, тяжёлое время. Где-нибудь там, за ржавым чужим гаражом, начинаются Пиренеи. *** Лужи, как оказалось, нужны земле для порядка – в народе это зовётся стремлением к идеалу. С ними земля становится более ровной и гладкой. И – приближается к шару. Вспомнишь невольно всемирный потоп – геометрия, ветер, любовь. *** Попробуй измерить площадь души спичечным коробком, а высоту свободы длинной декораций. проще по отпечатанным в небе изгибам акаций доказывать вывернутым колобком: параллельные прямые смеют пересекаться. *** Пейзаж души похож на облака, которым можно улетать, клубиться, сгущаться в тучи – в ливни и снега и после падать, чтобы возноситься. Там высоко, смотри, есть берега, и – против солнца – рана в виде птицы. Жара Мысль! вот поэзия, которой нет выше, даже не ищи, так говорил Анаксагору Платон в полуденной тиши. Волна облизывала берег, звенело небо, солнце жгло, Платон зевал и взглядом мерил мир, непомерный и чужой, где солнце, выжженное морем, дорога, каменный забор, немного тени от забора, в которой спит Анаксагор... |
![]() |