|
|
Андрей
Сокульский |
|||
|
|
|
|
|
*** а мальчики гоняют мяч а девочки играют в дочки и попадают все под дождик склоняя головки и сломя дощщь слепенек песок желтющ короны тополя березы и вяза принимают позы оркестра дующего туш деревья землю дощщь чубы насквозь высвечивает солнце младенец в крепости песочной колодец вырыл и смеется я слева на краю гурьбы Волга. 1993. №4 |
![]() Сергей Иванович Рыженков
![]() Под телесного цвета обложкой, местами по существу мною так и не принятые, или неосознанные, "Речи бормочующего" Сергея Рыженкова остаются много месяцев в моей достаточно тонкой деловой сумочке через плечо. Попытаться понять и осмыслить. Такое простое предложение. Сын насквозь признанного советами саратовского поэта Исая Тобольского в 87-м в саратовском "Ленинском пути" начинал свою статью словами "Я вновь и вновь перечитываю" и с таких вкрадчивых и лирических интонаций по тем временам неистово обрушивался на "контрапунктовцев". Времена, слава Богу, другие. Смена настроения и тона в отдельных строчках тогда, в советской стране, в целом могли привести к реальным, вплоть до физических, неприятностям. Я же перечитываю страницы и не понимаю, почему так мало, почему такой странный подбор вещей и их порядок, почему с таким трудом находятся подборки Сергея в периодике? Первая и единственная пока книга, изданная под сорок (это мне знакомо), давно вошедшего хотя бы созданием "Контрапункта" в историю губернии мэтра, с кляксами на обложке, с неточностями и искажениями, как данность. Но не я ли утверждал, что порой неточность, формирует искренность? Всего пять лет (1986-1991) в градусе высшего накала существовали, созданный им журнал и общность творцов с именем "Контрапункт". Обратите внимание на даты - время переодевания платьев российской истории. Крайне неудобный и абсолютно не подчиняемый, придуманный Сергеем союз, в сложный период был в недавнем прошлом закрытом городе С., безусловно, потенциально взрывоопасен и не предсказуем. Поэты, художники, композиторы, "братья" из столиц и не только, представляющие элиту неофициальной "второй культуры". Только на перечисление имен ушла бы целая страница. "Контрапункт" притягивал достойные имена и позволял присутствовать рядом и вникать россыпи приобщенных. Не обсуждается сейчас его, Сергея, центрирующая сила в плане объединения разных, свободных и инакомыслящих, в очень неоднозначное время. Не обсуждается его первое мощное попадание в понимание того, что помимо прочих в городе есть и литературная школа. "Литературный регионализм: путь Саратова" - первая большая статья для граждан антологии. Лидеру поэтклуба "Просодия" Ромулу повезло значительно больше. В отличие от меня Ромул познакомился с Сергеем еще осенью 1986-го. Был свидетелем "Схода", а "Сход" - это промежуточное название между группой "Окраинных поэтов" и "Контрапункта". Я перечитываю страницы, выискиваю крупицы по публикациям и думаю - сколько процентов его поэта реализовалось при желании подтолкнуть и объединить спящих? Распустил бы он вновь, дай ему история второй шанс, в свободное плаванье своих братьев? Многие же самостоятельно плавать по разным причинам отказались. Исторически даже вычислен год торможения остаточной инерции - 1998-й. А если о стихах, то я разбирать их не буду, и доверюсь моим помощникам Ромулу и Кузьмичу. Увы, но с Сергеем я виделся пока (так случилось) всего один раз - в июле 2009-го на летней читке в саду музея П. Кузнецова. Зато я очень долго и внимательно отбирал из доступных мне материалов его лучшие, на мой взгляд, вещи. Они не такие, как все. Он не такой, как всё. Читайте. А. Сокульский
В творчестве поэта С.Рыженкова во многих текстах отмечены традиции -
Ромул Лъ Лээль
Летом 1979 года мой друг Александр Ханьжов познакомил меня с Сергеем Рыженковым. Оригинальный талант стал понятен сразу, как только я прочел его стихи. Ни в какие советские стандарты, рамки и клише в его творчество не укладывалось, как и он сам, недавно вышедший из окраинного совсем не интеллигентного детства. Жизнь в андеграунде для него была естественной и органичной: он никогда не изменял принципам творческой свободы, умел ее отстаивать, утверждал свое индивидуальное право быть самим собой. Его стилю с самого начала была присуща экспрессия существенности, когда внешние впечатления являются поводом для проявления мыслей и чувств, залегающих на глубине сознания при постоянном стремлении к лаконичной, отточенной форме. У Сергея практически нет проходных, неряшливых текстов. Работа над словом - его родная стихия. В его доме я смотрел черновые наброски и варианты ненаписанных текстов - не менее пяти толстых тетрадей. Сергей филолог по призванию и, по сути. Он обладает тончайшим чувством слова. По виртуозному владению поэтической техникой в 80-90-е ему не было равных в Саратове. Язык никогда не был для него средством, способом выражения, с годами все больше становится предметом поэтической рефлексии. Он перечитал в свое время всю мою поэтическую библиотеку и прекрасно знает отечественную и европейскую поэзию. В ней у него нет неизвестных имен. Как многие поэты он пишет прозу. Сергей стал основателем и лидером поэтического объединения "Контрапункт". Думаю, как и всеми нами, им двигало стремление доказать высокий профессионализм, качество текстов саратовского андеграунда, исключив возможность упрекать нас в любительстве, графоманстве, неумении работать со словом и банальном провинциализме. Он выступил как настоящий организатор литературного процесса: регулярные, два раза в месяц, литературные вечера, дискуссии; вместе с Олегом Роговым организовывал приезд и выступления в городе таких поэтов, как Алексей Парщиков, Сергей Бирюков, Дмитрий Пригов, Владимир Эрль, Ольга Седакова, Нина Искренко, Владимир Ханан, Алексей Шельвах и др. Печататься все равно не давали. Вместе с Роговым Сергей выпустил пять номеров не подцензурного журнала "Контрапункт" и составил несколько поэтических книг участников объединения. Кто пытался подвигнуть поэтов на какое-то осмысленное деяние, кроме чтения своих стихов, да еще в эпоху общественного перелома, знает, сколь сложна эта задача. Деятельность "Контрапункта" – высшее достижение саратовской неофициальной культуры и достойное завершение традиций. Сергей опубликовал только одну поэтическую книгу при наличии большого количества прекрасных текстов. Напрасно он относится к ним, как к несовершенным юношеским пробам. В конце концов, все созданное поэтом принадлежит Времени, а уж Вечность выбирает сама. Впрочем, мне понятна выработавшаяся привычка: главное написать, публиковать необязательно, и уж совсем не нужно раскручивать литературную карьеру, когда "все в душе спилось и спелось". Высокий интеллектуальный потенциал и кристальная чистота лирического взгляда отличают поэзию Сергея Рыженкова. "Прыщи" – жемчужина саратовской лирики, украшение всех будущих антологий. Неужели вы впервые читаете: "Колокольчик мусорки динь-дон"? Вам повезло. В.К. Семенюк |
|
Прыщи «умна ли ты…» «когда кончался кофе…» байрон в горбольнице «когда я тоже…» 1913 «как он держится на покатой земле…» «не скажи…» нестихи |
Прыщи Колокольчик мусорки динь-дон, бельевых прищепок щелк щипцы, был когда-то новый старый дом, "стариками" стали щас юнцы. Голубиным пёрышком чердак и свечным огарочком подвал с отрочеством заодно пропах, заодно с пацанством провонял. Серые дешевые джины, маек самопальный трафарет. Старший брат у Слоечки мясник, старшая сестра моя – проспект. У Сырка – рубашка из цветов, в школе вспомогательной братан, и на Вы родителей-ментов называет красавец Курган. Мужики за теннисным столом смачно глушат марсалу козла, и пенсионерки всем двором у лотошного толпятся у стола. Тополя поднялись выше крыш, вязы распростерлись вполдвора, и с березок – что без них дворы – серьги обрывает детвора. Впрочем, это все не так, не то - Слой, Курган, Сырок и Рыжий (я) лезем на чердак и там, пардон, режемся в "говно и короля". Пункт приема пузырей – подвал, рядышком – по женской части пункт, ничего никто не объяснял – сами долбим детства скорлупу. Колокольчик мусорки динь-дон, по белью прищепки щелк да щелк, пьет запоем Слоечкин батон, батя мой к другой жене утёк. В коммуналке не уснет Сырок, потому что после "Слав, ты спишь?" возится в углу большая мышь, громыхает душный шепоток. А Кургану сдерживает шаг в наш шалман родительская власть, но Слою известно все же, как в детской комнате идут его "дела". Впрочем, это всё не то, не так. вот пошел бутылки я сдавать – и за рупь, что укроил, в пятак бьёт меня моя толстуха-мать. Белый-белый с тополих летит, черный-черный над губами пух, велик по двору с ленцой люфтит, и девчонки крутят хулахуп. И цыганка клянчит у дверей, глаз-жучок сверкает над плечом, и шобольник платит во дворе за тряпье стиральным порошком. И татарин искры с наждака высекает ножиком в теньке, под платком под носовым башка, с узелком на каждом уголке. То ль гитара за окнами хрипит, то ль к губе чинарик пристает – по двору белье, как пух, летит, колокольчик мусорки поет. 1984 (Волга. 1990. №5) *** М.С. умна ли ты уставшей правдой двое не впору ль шарить среди ночи по зияющему стылой маетою простору где и я тебе слепой сыта ли ты уютной догмой мелочь которая мелькая мельтеша чужому дяде тетя наболела а мне тебе ее разбой тишайш проста ли ты усердным утешеньем о тополином стоне темноты нашариваньем в этом мельтешеньи утешна ль ты 1986 (речи бормочущего) *** О.Р. когда кончался кофе в арлекино иль налит был в граненые стаканы и слабого взаимодействья в силу разлученных с собой самими знаков алфавита эллинского но по менандру и шекспиру и в транскрипцьи метафизической эдгара скажем по которые одни имеют спины в стекле особенно же в гранях и другие в воде доведенной до стадии кипенья плюс прах кофейный потому и тиной палеонтологического эля предметы эти столь не андрогинно совокупляющиеся по воле печеньем женщин пахнущих плюс авто- матической для саксауловарки парящей установки впрочем волю льзя ль приписать бездушному устройству вопрос который и поныне многих не самых глупых мудрецов займет (случай с фарфором всякий сам поймет) немного отдают тогда казалось все наконец-то (Вестник новой литературы. 1994. №7) байрон в горбольнице он в белом как в плаще халате ему же из открытой двери поясница а из другой ключица стеклянной трубки булькает и кстати белеет подоконник где больница то металлическою смертию кровати ту лужей хлорки длится то теткою в окровавленной вате он весь в кудрях и югославских сапогах ему же из открытой двери поясница а из другой ключица стеклянной трубкой булькает и кстати белеет подоконник где больница то металлическою смертию кровати ту лужей хлорки длится то теткою в окровавленной вате он подбородок вверх улыбкой тонкой ему же из открытой двери поясница а из другой ключица стеклянной трубкой булькает и кстати белеет подоконник где больница то металлическою смертию кровати ту лужей хлорки длится то теткою то новое лицо выходит на больничное крыльцо (Вестник новой литературы. 1994. №7) *** когда я тоже в аварийных событиях ход то во-первых не я а в остановившихся не-?-бытия значит в осадок со выпадает и этот ход возвращает расклад но только расклад на я и вот это без протяженности тяжести и волны с чем два фона мы выбирающие по моде между цепью и бляхой (но в пределе вольны каламбур уловить лишь и продолжить вроде ничего не случилось принимать это в кофе в желаньи все хорошенько обдумать в тех тихих улочках сна где потерян не по фи- гу ни гу-гу эхолота) каких же вестей ждать еще от где всё лишь поиск предлогов перетасовка сквозная и в несчётных сквозь только движенье стяженье перепады токов вероятность оси на которой отложено что это не ось (речи бормочущего) 1913 в общем-то надо голову зажать руками и надеть стальные намудники и всем быть настороже потому что скоро – не об этом ли всё? нет нет улыбаться нужно и обнажаться у-у какой худенький мы откормим тебя и засексуем и будет сладок наш сон а пока тебе и мне на работу и даже худенькому вкалывать а потом хорошая книжка мысли о книжке беспокойные сны где приходится ближним к сожалению бошки проламывать и над какой-то блядёшкой захлёбываться полукилом слюны (речи бормочущего) *** как он держится на покатой земле идёт по дороге молчит не тем ли что в этом немного столь много хвалы и молитвы хвалы этому держится на покатой земле в этом самом самом держится на покатой земле молитвы об этом идет по дороге молчит в этом самом самом идет по дороге молчит (Вестник новой литературы. 1994. №7) *** не скажи молчи не тебе говорить помолчи не говори ничего и не говори скажи как есть не молчи скажи пожалуйста молчишь? ты будешь говорить или нет? в молчанку будем играть? ты у меня заговоришь что ты сказал? скажешь тоже поговори у меня разговорчивый говоря откровенно теперь я могу сказать все не могу молчать так сказать вот что я тебе скажу как это сказать по-русски честно говоря это как сказать так и сказал? говорят сказано тебе что тут скажешь нечего сказать (Волга. 2009. №9-10) нестихи когда так мало происходит когда так много говорят о том как много происходит когда так мало говорят о том, что мало происходит а много только говорят тогда все меньше говорят откуда это происходит тогда все больше происходит того о чем не говорят 1989 (Саратовский листок) |
![]() |