|
|
Андрей
Сокульский |
|||
|
|
|
|
|
*** Дома передвигают тени, Читай и понимай, как хочешь. Стрижи предгрозовой мигрени У облачных застыли полчищ. Темнеет на глазах, недвижно Стоят деревья с видом важным В Саратове не так, как в Нижнем, Вникая в смысл многоэтажный. Перечеркнет крылатый вестник, Степные комкая просторы, И электрический наездник Под ребра мне вонзает шпоры. В домах передвигают мебель, А тени снова неподвижны. Без перемен на сером небе, Как хочешь понимай, как слышно. |
![]() Алексей Святославович Александров
|
Спокойный, комфортный, интеллигентный, симпатичный, слегка ироничный… Алексей один из первых потенциальных обитателей моей антологии. Мы знакомы достаточно давно, к Александрову с почтением относился Игорь Алексеев. К тому же его огромное количество публикаций в журналах, альманахах и других изданиях. Более чем активное присутствие в сетевом и реальном пространстве. Создание в Саратове в 2001 году и редактирование поэтического альманаха (совместно с Дмитрием Голиным) «Василиск». Участие в работе редколлегий литературных журналов «Волга» и «Дети Ра», в наблюдательном совете евразийского журнального портала «Мегалит». И это еще далеко не все. Александров - региональный представитель журнала «Новая реальность», участник и лауреат многочисленных литературных фестивалей… Заслуг более чем, но насколько мучительно сложно я прорывался в его поэзию. Регулярно встречаясь в «Арт-системе», выдергивая отдельные произведения из контекста какого-то непонятного мне полотна, я все время осознавал, что все это на фоне настойчивых рекомендаций от авторитетного для меня поэтического общества, рано или поздно заставит выйти на необходимые ключики к пониманию поэта. В августе 2009-го Алексей сбросил мне все (!) свои опубликованные вещи… и я захлебнулся. Выплыть удалось к весне с точным знанием, что я имею дело с современной, глубокой, многокоординатной и городской, но не сугубо урбанистической, современной поэзией. Поэзией, которая сегодня мне настолько нравится, что непонятно, как отбирать лучшее из лучшего, когда хочется почти все. Хорошо, что подключились В. Семенюк, А. Сафронова и сам автор. Изначально мне казалось, что у Алексея нет своих стихотворений - «генералов» и недостаточно точных цитат. Как я ошибался! Все есть: и «генералы», и цитаты, и культурные и историко-мифологические параллели, и меняющие масштаб и смещающие смыл проекции, и так любимые мною легкие неточности в поисках сказать о главном. Творческий спектр его тем широк подобающе большой личности, но главное - это размышление здесь и сейчас о непонятно устроенной и неблагоустроенной, нашей любимой свободной, но вечно болеющей, Родине. Читайте, вникайте в поэзию Александрова – это интересно! А еще Алексей просил отметить участие в его литературной судьбе давно расположившегося в антологии Олега Рогова. А в создании «Василиска» - Мурата Новосельского. «Без него - альманаха не было бы…» После мучительного выхода на подборку стихотворений я с удовольствием все это делаю. |
![]() источник фото: http://gallery.vavilon.ru
|
|
«Помнишь, пленочка рвалась…» «Лето проходит, как боль и надежда…» «Если б не маковая росинка…» Куда нас денут «Вполне угрожающе смотрятся…» «Застегивая молнию у горла…» «Словно детство…» «В слишком короткий снег подметают кроны…» «Рассыпавшись на тысячу смычков…» «Декадентские сумерки…» «Помню только: твердь небес…» Иногда они возвращаются «За город выходишь – и тут же Москва…» «В автобусе желтом по мертвым полям…» «За базар ответит его держащий…» |
*** Помнишь, пленочка рвалась, Плавилась на интересном... Как назвать пустое местом, На последнем развалясь? Слышен едкий был дымок, И домысливалось плохо. Славная была эпоха: Дом культуры - теремок. На обломках имена Высекались перочинным. Если надо, вот причина, Повод, чтоб купить вина. Проморгали в чём тут соль, Пронеслись по самой бровке... А теперь на оцифровке Ничего не видно что ль? Ну как песенка не врёт, И с последнего сеанса От получки до аванса Жизнь идёт наоборот? *** Лето проходит, как боль и надежда, - Мы не успели и глазом моргнуть... Будто теперь уже поймана между Двух перекуров на градусе ртуть. Я говорю тебе: мы не успели. Что же теперь горевать? - говорю. Перелистав полкаталога "Квелле", Девочка ищет шампанское "Брют". И через месяцы снежного вальса С цириком в рваной шинельке - прощай! - Лист пожелтевший уже оторвался И напугал задремавших мещан. Девочка, будет весна непременно, Будет зелёный, как лес, городок. Силой тебя получивший военный Греет в ладонях озябший цветок. Верно, и майские пьянки-гулянки Переведут нам на праздник Христа... Девочка с хитрым лицом обезьянки Тянется к звёздам, на цыпочки встав. *** Если б не маковая росинка, Сил не хватило бы перейти. Или песчинка внутри ботинка - Что там белеется впереди? Не разберёшь, но однако кости Станешь бросать - выпадает шесть. Ну, как пожалуют ночью гости, Что будем пить и чего им есть? Но из таинственного оттуда Спрашивают о дыре в стене Так, что позвякивает посуда, Шерсть поднимается на спине. Если б не маленькая заминка, Гром бы не грянул по счету три, Есть перепрятанная тропинка, Что-то чернеется там внутри. КУДА НАС ДЕНУТ Рыбак выгуливает рыбку На поводке из грубой лески, А ветер мне доносит скрипки Покорный звук, хотя и резкий. Всё неустойчиво и хлипко, Картинка крошится, как фрески. Куда пойдём, держа в запасе Пейзажи прожитого лета И птицу, что боится басни Нравоучительных куплетов, Табличку скучную на кассе, Где все закончились билеты? Без страха совершать и делать, Горя провинциальной злостью, Мы в двери втискиваем тело, Как в пасть дворовой шавки кости. Чтоб пятки не хватала стерва, Хоть корку хлебную, а бросьте. А коли век кончаться вздумал, Мы встанем возле изголовья, Смычком легко водя по струнам, Беззвучно, но с большой любовью. И нас распустят, как Госдуму На лето, но с одним условьем: Чтоб мы совсем не ради денег Искали выход в те пенаты, Где поплавок, как неврастеник, Не дёргался б, или куда ты Хотел попасть — куда нас денут, Когда закончатся дебаты. *** Вполне угрожающе смотрятся Деревья, дома, провода - А с виду обычная матрица, И небо – всё та же вода. И краешек неба волнителен С натертой полоской зари. Полпятого медленным зрителем Усни и тотчас отомри. Когда эти чепчики, усики И прочие части ракет, Включив эхолот и акустики, Очнутся, тебя уже нет. И мир со своей сковородкою, Железным подобьем сачка, Опять проморгает с подлодкою Удачливого морячка. *** Застегивая молнию у горла, До горизонта тянется состав. Пейзаж в окно заглядывает голый, От холода стесняться перестав. На мимо пробегающем бараке Огнеупорным красным кирпичом Рабочие выкладывают знаки, Когда фонарь заденет их плечом. Там во дворе за сеткою колючей, В непроходимой вязкой тишине, Уже овчарка набухает тучей И лаем разрешается во сне. Луна висит поломанной игрушкой, А поезд перемалывает мост. Деревьев освежеванные тушки Повешены зимой на крючьях звезд. *** Словно детство, лишенное запаха, — то есть мы, Вспоминая, думаем: именно так и пах Тот цветок, что временно всплыл из тьмы, Ты еще носила его в губах, — Наступает грядущее. Я никак Не подлажусь и все продолжаю вить Гнезда вольной птицей на берегах, Пить речную воду меж них, и нить Для письма на лапке своей ношу. Попадет ли только оно к кому? Там, где низко облака парашют, В тех краях и почерка не поймут. *** В слишком короткий снег подметают кроны Или скребут, что более точно, серый Купол. И тянет из подворотен серой. День утончается, тратя свои микроны На перспективу: в дымке аэродрома Ходят с речевками взрослые пионеры. Здания, съежившись, иглы антенн топорщат. Бабы с лопатами — точно лежалый цитрус. Если с горы сегодня не видно площадь, Это не значит, что путает месяц цифру — Чья-нибудь злая ультра сменяет инфру... Даже не знаю, как объяснить попроще. Падает белый, и ноздри вдыхают сладко Сей порошок, приготовив тебя к испугу; Вдруг и почуешь подобие здесь порядка — Черный квадрат растущего к свету круга; Разве, в идущей вниз угадав подругу, Медью гремишь и считаешь Харону взятку. *** Рассыпавшись на тысячу смычков, Под вежливой луною на ладони Зелёный лёд крошился в темноте. Копеечный Георгий Над медным остановлен был драконом. Пережидая стайку злых машин, И облако, бегущее на нерест, На цыпочки вставало и росло Так, что неслышно становилось сердце. Впусти нас в март, Создатель, ничего С нас не собрав - мы будем тише тени, Глупей скворца друг другу угождать... *** Декадентские сумерки. Вечер исполнен сил И умения барином мимо гулять с собачкой. На чернеющем небе, куда он звезду влепил, Завывают от холода маленькие полячки, То есть, ведьмы поплоше, могущие с метлой Полетать с полминуты и разве что вызвать бурю, Сняв дырявый носок, а когда уже снят другой, Ничего не бывает и зрителей обманули, – Улетают колдуньи. Фонарики стих скрипят, И внимание улицы переключается на прохожих, Я иду (по Челюскинцев где-нибудь) от тебя И стараюсь быть вовремя дома, хотя по коже Проползают мурашки с палец величиной. У меня за душою жетончик для телефона. Только чудится роза над мёртвою и чумной, Неподвижною в грязном снегу вороной... *** Помню только: твердь небес Вся изъедена червем, За горою синий лес, Под горою мы живем. Это яблоко в саду Покатилось до крыльца. Выйду ль я или пойду, Этой сказке нет конца! Будем золото копить, Что по осени везде, Чтобы нам к весне купить Отражение в воде. А пока что дождь из дыр, Скоро будет пар для брюк, И останется пустырь, Где растопит снег утюг. ИНОГДА ОНИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ Иногда возвращаются эти письма, Почему-то всегда на английском, чаще Полный бред содержится в приложеньях. Но какой-то есть смысл и в Твоих ответах: Сообщенья о новой болезни или Незнакомых нам прежде желаньях — жажде И любви — неизвестным науке шифром. *** За город выходишь — и тут же Москва С медведем цыганским, и в носе кольцо, С гигантским шмелем, поднимающим пыль, А жирным таким, что винты устают — И плавает на самотяге ночей. За город — и кладбище следом за ним. Сокровище — в теплой, как водка, земле. В сторожке, где библиотекарь живет, Никто и не слыхивал об отпусках (Никто еще не возвращался с югов). За городом есть теплотрасса в степи, По ней и течет, разъедая трубу, Впадая в Каспийское море, река, Там сказочку для уцелевших крестьян Морзянкой стучат разводные ключи. *** В автобусе жёлтом по мёртвым полям Трясутся, в ознобе прижавшись к стеклу, В прозрачных деревьях кусты по краям, Как будто они проглотили иглу. Но чавкает глина и выплюнет кость, И рыба в холодной плывёт вышине, Перчатки без пальцев повесив на гвоздь, Она — как кондуктор на этой войне. Не больно, не страшно смотреть в пустоту. А лампа коптит, выгорая на треть, А месяц бессменно торчит на посту, На звёзды свои продолжая смотреть. В автобусе жёлтом, как зайцы, сидят, Поют "Наутилуса" в чёрном окне. Их завтра крестьяне найдут и съедят, Их сварят с картошкой в январском огне. По мёртвым полям набирая разбег Сквозь город, который растаял как дым, За рыбой, глотающей облачный снег, Они возвращаются к звёздам своим. *** За базар ответит его держащий Бригадир на стрелке перед бойцом. Им поклон отвешивают нижайший Зелень в ящике с огурцом. За позор ответит наемный тренер, Перелетной птицей зимуя тут. Все, что движется, в результате трений Обрушается в пустоту. За простой решает его оценщик, Сколько вешать в граммах прикинет сам, Поднимая тост за прекрасных женщин, Обращается к небесам. Там и ждут его, не смыкая очи, И в таблички вносят последний счет За хрустальной чашей у края ночи - Там, где светится и течет. |
![]() |